понедельник, 4 августа 2014 г.

Как открыть собственную творческую мастерскую?

Творческая мастерская "Ирис" НАМ 5-ть ЛЕТ! ноябрь 2013 г.


"Почему я вообще этим занялась…

С детства я играла в школу, постоянно и фанатично, а с 18 лет я кого-то чему-то постоянно учила. 

Часто натыкаясь в ЖЖ на посты о проведении различных мастер-классов, я начала задаваться вопросом: «Ну почему, почему у нас в Одессе такого нет!» 






Меня мучили мысли о том, что так мало людей среди нас творят, а ведь это делает человека радостным и счастливым. 

Для детей есть различные секции и кружки. А куда пойти учиться взрослому человеку, который уже выбрал свой путь в жизни и желает только внести в свою жизнь радость творчества? Так и родилась идея создать мастерскую.

Идея – есть, но теперь ее нужно как-то оформить в конкретные действия.

На дворе стояло сказочное бабье лето 2008 года 




Кому это нужно и зачем. И вообще, с чего начать?

Страха, нужно ли это кому-то, у меня не было. Это нужно было мне, мне хотелось создать такое место. Был страх, смогу ли я, и где взять деньги, и как вообще это все делать?

Я могла начать с того, чтобы проводить только свои мастер-классы, но я, после определенного жизненного опыта, привыкла мыслить глобально. Мне сразу хотелось создать место, где можно научить разному. У меня не было цели заработать, правда. У меня была цель – создать такое место, куда взрослый человек сможет без смущения прийти и научиться тому, к чему тянется душа.

Начать я решила с поиска помещения и преподавателей, одновременно искала, где можно в интернете рекламировать мастер-классы и просчитывала первичные затраты. Также я сразу решила оформиться как частный предприниматель. Может, это было и необязательно, но мне было страшно – налоговая и всё такое.

Как найти помещение

Конечно, первая мысль – нереально, ведь аренда – это так дорого!

Начала я с того, что поняла - полноценная аренда действительно на данный момент нереальна, вбухивать столько семейных денег у меня рука не поднимется. Мне нужен был вариант на грани самоокупаемости. Размышления о том, когда проводить занятия, привело меня к выводу: это должны быть выходные дни и дневное время. Тогда любой работающий человек может потратить время на себя, а молодым мамам есть с кем оставить ребенка. И мне тоже есть с кем оставить ребенка.

И я поняла, что мне нужно было найти место только на выходные. Это по деньгам было уже реально и найти такой вариант легче. На выходных офисные помещения в своем большинстве – свободны, а подзаработать денежку у нас в Одессе любят. Подруга моя как раз нашла себе под съем кабинет для филиала брачного агентства. Я попросила узнать, не захочет ли директор фирмы, которая снимала это помещение, сдать мне кабинет на выходные. Она была не против. Стоило мне это тогда 50 $/мес.

Это был не центр города, но, скажем так, хорошая периферия. Добираться было не очень удобно, но для начала подходило. В моем распоряжении были один кабинет и зал, я могла проводить разные занятия параллельно. Через полгода мне пришлось искать новое помещение, потому как это хозяин решил продать. И я нашла, опять только на выходные, зато уже почти в центре города.

Теперь предстояло решить финансовый вопрос.

Где искать деньги

Денег на материалы много было не нужно. Материалы покупались под одно занятие. Даже краски для декупажа, акриловые, поначалу покупались в виде набора небольших тюбиков из 12 или 16 цветов. Их хватало ровно на один МК и все. То же самое с шерстью для валяния. Материалы для батика у меня, в основном, были, я все-таки им занимаюсь. Я не закупала ничего на год вперед. Между занятиями – неделя. Это срок, за который можно успеть подготовиться к следующему занятию. Все покупалось на одно занятие, что-то оставалось, что-то надо было покупать снова. Да, это не очень удобно, постоянно бегать и что-то подкупать, но зато вложения денег – небольшие. А для меня, повторюсь, было важно, чтобы дело с первых дней жило за счет себя самого. Все, что было заработано, тут же шло в дело.

Так что 4 года назад мои первые вложения в течении месяца составили : 50 $ - аренда на месяц и примерно столько же на материалы для первых занятий. Не больше 200 $ точно. Эта общая сумма расходов за месяц. Если честно, я сейчас и не вспомню , окупилось оно или нет, была ли чистая прибыль за первые полгода. У меня не сохранились записи. Но я в расчеты вкладывала свою зарплату, т.е. зарплату за организацию всего процесса. Она, конечно, была небольшой, но важно, что она была. Ведь каждый труд должен быть оплачен.

За следующие полгода уже была чистая прибыль. При этом я поменяла помещение, аренда увеличилась, но я стала проводить занятия мини курсами – это гарантировала более прогнозируемый доход, хотя бы на 2-3 недели.

Преподаватели. Где их искать?

Некоторых своих будущих преподавателей я выбрала из мастеров, с которыми познакомилась на выставках, кто-то написал и предложил мне сам. Вначале смотрела на работы, мне важно было, чтобы они понравились мне и были разными. Для меня в обучении важно дать свободу, научить, но чтобы осталось пространство, в которое ученик сможет привнести что-то свое.

Также нужно смотреть по человеку, чтобы ему было не жалко делиться знаниями, чтобы радостно было за своих учеников. Может, мне повезло, но всеми своими преподавателями я довольна в главном – им нравится учить и они своих учеников вдохновляют! Они понимают важность методики и, главное, они сами – мастера своего дела.

Привлечение клиентов

Я, прежде всего, хотела создать мастерскую именно для взрослых. Сейчас мы проводим занятия и для детей, но вначале нужно определиться с целевой аудиторией конкретно, не пытаться охватить сразу всех. В основном мои ученики – женщины, многие из них уже взрослые. Часто спрашивали, «не старая ли я ещё для этого, получится ли, если я никогда не рисовала». Важно подчеркивать, что ваши занятия именно для взрослых. И важно, что знания даются с нуля, как раз для тех, кто никогда и ничем прежде не занимался.

Основная реклама – интернет. Использую такие ресурсы как городской форум, где есть возможность создать рекламную тему и даже раздел. Плата вполне умеренная. Также ЖЖ, Вконтакте и фэйсбук. Лично у меня Вконтакте плохо работает, но это возможно из-за города. «Сарафанное радио» работает. Давала рекламу в газетах – пришел один человек.

Есть сайт, многие приходят просто по поиску в интернете. Пробовала рекламу Яндекс-директ, но особого смысла так и не увидела, потому что при определенных запросах сайт и так попадает на первые страницы.

Иногда участвую в рукодельных выставках. Красиво оформленный стенд, красивые работы, большая афиша и флаера.

Организация работы

Тут нужно подойти ответственно.

Приготовьтесь на первых порах быть всем одновременно: творческой личностью и администратором, директором и уборщицей. Это тяжело, требует много времени, усилий, возможно, каких-то новых качеств характера. А ведь я ещё жена и мама, на тот момент трехлетней девочки.

Приготовьтесь, что у вас станет намного меньше времени, придется более плодотворно организовать свое время. Все-таки я старалась ловить свободное время за хвост и творить самой, иначе просто на душе становилось пусто. За первый год рисовала намного меньше. Вместе с тем, росла сложность моих работ, и я видела, что мастерская приносит плоды и вообще радует меня. Так что я просто принимала это, как есть.

Почти все выходные я была не дома, муж и дочка мужественно это принимали и поддерживали. Мне важно видеть, как растет мой ребенок, поэтому в сад она не ходила. Я привыкла брать её с собой: ей интересно, мне спокойно. Она и сейчас часто присутствует у меня на работе, где ей очень нравится. Многих знает в лицо, любит поговорить и вместе со всеми что-то сотворить. С мужем время наверстывала по свободным вечерам.

Что я могу посоветовать

- Поделитесь своими мыслями с близкими вам людьми, кому доверяете и от кого можете услышать только слова поддержки. Правда, тут лучше говорить о конкретных задачах, которые сейчас перед вами стоят, а не просто об идее как таковой. В решении конкретных задач – могут помочь. Ведь все кого-то знают, где-то работают - возможностей может быть масса, таких которые в голову даже не придут.

Например, мой муж дал добро и сказал - пробуй! А также сделал сайт и всячески поддерживает по сей день. Через подругу я арендовала свое первое помещение, а второе помогла найти жена брата.

- Определитесь, с чего вы начнете, и начинайте. Не нужно пытаться, если вы одна, сразу открыть и творческую мастерскую, и магазин для творчества, и магазин подарков. Лучше взять один, главный для вас, проект и поставить его на ноги. Когда он уже будет более или менее стабильным – можно браться за другой. Но тут важно не бросать и первый. Любой проект, даже уже хорошо работающий, будет постоянно требовать вас, вашего времени и участия.

- Не ждите, что люди, с которыми вы работаете, знают, что делать. Я очень долго этому удивлялась, ну если понимаю я, почему не понимают/не знают они?! Не сердитесь на них и не злитесь. Нужно понять, что это нормально, что всё, вот прямо ВСЁ нужно объяснять и рассказывать, особенно по началу. Вплоть до того, где взять туалетную бумагу, если она закончилась!

- Старайтесь во время занятий создавать творческую и уютную атмосферу. Людям, когда где-то хорошо, хочется туда вернуться ещё раз и ещё раз. Пройдя у вас один мастер-класс, они обязательно придут на второй, а потом пойдут ещё дальше на другие техники и курсы.

- Однако не полагайтесь только на атмосферу – учите, и учите хорошо! Делитесь своими знаниями без жалости, старайтесь вложить что-то большее в учеников. Особенно им не хватает уверенности в своих силах и своих работах. Вдохновляйте их.

- Не засовывайте все техники и все интересное в один мастер-класс. Это не правильно как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения методики, что в нашем деле ещё важнее. Когда люди увидят, что их хорошо научили, они обязательно расскажут о вас друзьям и сами придут к вам учиться дальше. Строить занятия нужно последовательно, постепенно усложняя теоретический материал и технику, двигаясь от простого к сложному. Следите, чтобы определенные действия периодически повторялись на каждом уроке. Тогда знания «входят не только в голову, но и в руки», закрепляются уже как навык, а не просто теория.

Самый простой пример – декупаж. Первое, что нужно научиться делать - это отделить салфетку и приклеить ее, желательно не порвав и без складочек. Повторяя эти действия на каждом уроке, уже легче запомнить как это делается правильно, как не оставить складочек и т.п. А если первый урок - салфетка, потом сразу декупажная карта, потом распечатка… Человек вряд ли запомнит все тонкости наклеивания салфетки.

-Поддерживайте учеников и общайтесь с ними после окончания ими курса обучения. Многих из них близкое окружение не поддерживает и более того, считает, что они зря тратят свое время и это все пустое. Многим не с кем поделиться своей радостью или обсудить трудности. Мы в нашей мастерской со временем организовали несколько клубов, где каждый работает в своем ритме. Там можно продолжать совершенствовать технику и постигать секреты мастерства. Это возможность общения и творчества в кругу единомышленников.

- Делайте фото-отчеты. Мне кажется, людям важно видеть, что даже если они не дошли до нас, мы все равно есть, и творчество в нашей мастерской кипит. Занятия проходили, проходят и будут проходить. Бывало, человек меня находил, а приходил спустя год, когда появилось время/возможность.

- Лучше провести занятие для двух человек, чем этих двоих упустить, на мой взгляд. Даже если иногда приходится проводить занятия в убыток себе. Ждать набора группы слишком долго, не у всех хватит терпения, могут желающие разбежаться. Особенно с теми направлениями, на которые плохо набирается народ. Лучше провести занятие и выложить фото-отчет. Люди увидят, что это есть, и, возможно, вторая группа наберется уже лучше.

- Читайте книги по организации и тайм-менеджменту. Мне особенно запомнились:
Гай Кавасаки «Стартап: 11 мастер-классов от экс-евангелиста Apple и самого дерзкого венчурного капиталиста Кремниевой долины»
Максуэлл Мольц «Я – это Я, или Как стать счастливым»
Брайан Трейси «Оставьте брезгливость, съешьте лягушку»"  

10 комментариев:

  1. Спасибо за статью! Оставила в закладках.

    ОтветитьУдалить

Здесь можно меня спросить, сказать приятное, написать свое мнение, что-то подсказать.